Святого Александра Невского Сретенский монастырь

История

На Московском соборе 1547 года для прославления династии благоверный великий князь Александр Ярославович был официально причислен к лику святых.Таким образом, до середины XVI века на Руси не было и не могло быть храмов, посвящённых святому князю Александру Невскому.

Дореволюционный псковский краевед Фёдор Алексеевич Ушаков предполагал, что свою первую церковь во имя новообретённого святого псковичи поставили вскоре после прославления Александра Невского Московским собором. В «Описании к сборному плану г. Пскова» (1901 г.) он перечислил все когда-либо существовавшие здесь древние храмы, упомянутые в летописях, документах, на планах и чертежах города, и назвал под 1566 годом среди загородных церквей «святого Александра Невского Сретенский монастырь», добавив в примечании: «неизвестно где». При этом Ушаков явно воспользовался известным трудом митрополита Евгения Болховитинова «История княжества Псковского» (1831 г., ч.III), содержащим хронологический Список упразднённых монастырей. В нем указан и «Сретенский Александров, женский, во Пскове упоминается 1566 года. Он разорён во время нападения Баториева 1581 года».

Определить местонахождение этого монастыря помогает пятый том «Сборника Московского архива Министерства юстиции» (Москва, 1913 г.). Он имеет подзаголовок «Псков и его пригороды» и содержит Писцовые книги 1585-87 годов с описанием оброчных статей и окрестных земель. В них четыре раза указаны земельные владения Сретенского монастыря и отмечено его местонахождение: «за Великими воротами», «из Застенья, что у Великих ворот». Становится понятным, почему монастырь был разорён при нашествии Батория: он располагался за пределами крепостных стен, неподалёку от Великих ворот, против которых находились основные силы нападавших и вёлся сильный артиллерийский обстрел.

Писцовые книги не добавляют монастырю Сретенья Христова второго названия «Александров». И Болховитинов называет его проще, чем Ушаков: «Сретенский Александров», т.е. не связывает с именем Александра Невского. К тому же мало вероятно, что в загородном, малоизвестном монастыре успели после 1547 года построить ещё и вторую церковь, посвятив её во имя Александра Невского. По псковским традициям монастырь мог получить второе, дополнительное название не в честь второго храма и не в честь святого, а по имени своего основателя или крупного вкладчика. Таких обителей в Пскове было немало: Спасский Надолбин, Иоанна Златоуста Медведев, Григория Богослова Путятин, Святого Духа Иглин…

Другая загадка о существовании псковской церкви святого Александра Невского появилась после издания известным архивистом Николаем Николаевичем Оглоблиным «Обозрения историко-географических материалов XVII-XVIII веков, заключающихся в книгах Разрядного приказа» (Москва, 1884 г.). Там в списке имён Сметной книги Пскова 1699 года указан дьячок храма Александра Невского. Через три года эти сведения повторились в более популярной книге историка и писателя Дмитрия Ивановича Прозоровского «Новгород и Псков по летописям, с дополнениями по другим источникам» (СПб, 1887 г.). Между тем, ни один историк древнего Пскова даже не упоминает об отдельно стоящей церкви во имя Александра Невского. Очевидно, речь идёт о дьячке, приставленном к приделу Псковского кафедрального Троицкого собора.

Источники