Теплоход «Александр Невский»

История

Теплоход «Александр Невский» был построен на Псковской судоверфи в 1957 году. Это был первый теплоход, полностью построенный псковскими мастерами, и один из самых известных теплоходов когда-либо плававших по реке Великой и Псковско-Чудскому озеру.

Причин для строительства нового теплохода было несколько:

  • с 1948 года пассажирские линии «Псков — Гдов» (до 1949 года), «Псков – Тарту» (до 1957 года) были закрыты из-за отсутствия пароходов озерного типа у пристани «Псков»
  • в 1952 году сорвалась передача Псковской пристани эстонского теплохода «Ванемуйне»
  • отсутствовало комфортабельное пассажирское судно озерного плавания для обслуживания линии «Псков — Гдов» и «Псков – Тарту»
  • на берегах Невы псковские речники увидели теплоход нового типа и загорелись идеей иметь такой же и на реке Великой

Но осуществить эту идею было не так-то просто. В Пскове имелись лишь небольшие судоремонтные мастерские, не имевшие почти никакого опыта судостроения, к тому же, теплоход должен был быть приспособлен не только для плавания по реке, но и по Псковскому и Чудскому озерам. Следовательно, нужны были другие расчеты и чертежи, также требовалось большое количество различного оборудования и металла. Но, несмотря на множество возникавших вопросов, инициатива была поддержана. Москва, Ленинград, Таллинн и другие города дали все необходимое, а ряд заказов был исполнен на псковских предприятиях – на заводе «Выдвиженец» и на деревообрабатывающем заводе, самими судоремонтниками.

Наконец наступил долгожданный день: капитан нового судна Иван Андреевич Балабкин получил вахтенный журнал теплохода № 18 «Александр Невский» и сделал в нем первую запись: «19 июля 1957 года. Состоялся спуск на воду». Свой первый рейс, на котором кроме команды были судоремонтники, теплоход совершил в Тарту, преодолев 216 километров за 9 часов», — писала И. Наймушина в «Псковской правде» в 1957 году. Именно с теплохода «Александр Невский» возобновилось сообщение Пскова с Гдовом и Тарту в 1957 году.

Появление теплохода «Александр Невский» было знаковым для Пскова и являлось еще одним свидетельством восстановления города после войны, поскольку, работавшие на тот момент суда «Ударница», «Льновод», «Колхозник», по мнению самих речников, являлись «допотопными пароходишками, которые после войны отремонтировали и пустили на линии». После первого спуска на воду приехавшие для осмотра специалисты Ленинградского судостроительного завода пришли к единодушному выводу — теплоход сделан хорошо.

Впервые спущенный на воду в конце 50-ых гг. XX века, теплоход долго и верно служил псковичам, доставляя пассажиров на острова Псковского озера и в Тарту. Теплоход «Александр Невский» был рассчитан на 150 пассажиров, развивал скорость до 20 километров в час. Теплоход доставлял пассажиров на острова, расположенные в Псковском озере, ходил в эстонский город Тарту, возил туристов по Чудскому озеру, проплывая в тех местах, где более семи веков назад произошло Ледовое побоище.

К сожалению, в 2005 году Псковский порт, который не мог существовать самостоятельно, без дотаций, за счет собственных доходов от перевозок, прекратил свое существование. В 2012 году теплоход «Александр Невский» отправили на пенсию. По имеющейся информации в 2017 году теплоход был пришвартован в деревне Наволок Псковского района на стоянке.

19 июля 2017 года в деревне Наволок, где располагается стоянка теплохода, прошел торжественный митинг, посвященный 60-летию «Александра Невского». В мероприятии приняли участие члены Псковской региональной общественной организации «Историческая память», Псковского морского собрания, бывшие капитаны «Александра Невского», моряки-пограничники, настоятель храма Святого Благоверного князя Александра Невского в Пскове протоиерей Олег Тэор, местные жители, псковские историки и краеведы.

В статье 2018 года со слов бывшего владельца судна говорится о том, что теплоход «Александр Невский» режут на металлолом. По поступившей информации, пароход три года назад был продан человеку, который «вроде бы хотел заниматься его восстановлением». Однако на тот момент шли работы по распилу судна.

Фото

Источники