Татьяна Рыжова об Александре Невском
Монумент князю-победителю В сердцах людей, сказаниях и фресках Святая память сотни лет живёт О том, как славный Александр Невский Крушил врага, да так, что дрогнул лёд. Вновь на коне, в гранитном одеянье, Стоит Великий князь, как Пскова щит, И, как когда-то на Вороньем камне, На Запад победителем глядит.
Monument to the prince-winner In people's hearts, in legends and old frescoes The memory for hundred years is kept Of how glorious Alexander Nevsky Crushed enemies so hard that ice got cracked. And here again with warriors, all honoured, He stands near Pskov - its guard on horse-back set. Like this he stood on the Vorony stone, Like then, triumphantly, he faces West.
Образ Александра Невского в трактовке некоторых псковских поэтов
(отрывок статьи из книги «Прикосновения»)
«…было бы интересно обратиться к творчеству современных поэтов, чья жизнь и творческая биография связана с Псковской землёй, хранящей память о деяниях древнерусских героях, среди которых особо почитается Александр Невский.
В фокусе настоящей статьи — стихи четырёх псковских поэтов, для которых восприятие образа Александра Невского произрастает из родственных с ним основ, учитывая вышесказанное. Это, в свою очередь, может позволить рассматривать создаваемый ими характер героя не только с позиции его эстетической ценности и оценки арсенала образных средств его выражения, но и их обусловленности как творческим, так и особым идейным замыслом поэтов-псковичей, ощущающих себя, в какой-то степени, более других, причастными к личности Александра Невского.
В поэме Александра Гусева «Псковские фрески XIV века» образ Невского проходит через всё произведение. Очень важная мысль заложена уже в первой строчке, когда автор выносит в сильную позицию удивление князя по поводу того почёта и радушия, которые оказали ему Псковичи при встрече. Невольно возникает вопрос, почему он был немало поражён этому: ведь ранее ему уже доводилось встречаться с поселенцами других городов, где его тоже немало чтили.
...Был Александр немало поражён – Его встречали колокольным звоном И хлебом-солью, и земной поклон Он положил, и душу с тем поклоном. И, вглядываясь в лица, ощутил У стен Пречистой Троицы Господней Такой подъём ему неясных сил!...
По-видимому, Александр Гусев хотел показать какую-то особую черту типичную для жителей древнего Пскова, их умение быть признательными и благодарными, их веру в силу и благородство героя, призванного помочь им и, наконец, высокую степень доверия и, может быть, доверчивости, свойственных православным людям.
Нельзя не заметить также, что замечательный псковский поэт чётко проводит мысль о единении героя с народом, о понимании князем своего долга и ответственности перед людьми, избравшими его своим заступником и потому давшщими ему победоносную силу.
Эта мысль получает развитие, и чёткое завершение в части поэмы «Третий ряд стенописи»:
...Князь поднялся на степень и стоял, Вперёд подавшись, словно чем-то скован. А колокол вдали звучал, звучал. И голос Александра был взволнован: -Спасибо вам... родные... для меня Дороже вас нет никого ... - И тени С лиц сошли... и, голову склоня, Он встал вдруг перед всеми на колени. Их князь, их брат, их наречённый сын. И слёзы по щекам его катились... И перед ним, не соблюдая чин, В одном порыве, молча, опустились Все на колени, разом, как один!
Ключевыми, на наш взгляд, словами, выражающими идею поэта об истинном народном герое-лидере, каковой ему видится в образе Александра Невского, являются: Их князь, их брат, их наречённый сын. Здесь идея кровного родства, распространённого на образ князя-заступника, просто и доступно олицетворяет представление народа о его высших качествах. Такой герой может в бою и голову за простого человека положить, и грудью своей его прикрыть.
У Станислава Золотцева в поэтическом произведении «Стихи протоиерею отцу Олегу, настоятелю Псковского храма Александра Невского» тема князя Невского выражена идеей исторического единения и преемственности державной и духовной чести, когда древнерусский защитник земли русской — «святой стратег» и в наши дни призван вещать для паствы устами священника Олега:
...И не только пастырь, строгий и седой - а державный витязь, вещий и святой Невский-князь вещает Вашими устами В час, когда под колокольный звон густой Освещается оружье в этом храме. Из глуби веков глядит святой стратег На потомков, что вступили в новый век – 21-й от Рождения Христова. Помолитесь за него, отец Олег! Да поможет русским людям Божье слово...
Станислав Золотцев показывает Александра Невского как постоянно присутствующего в сознании псковича героя, незримого пастыря и покровителя святой псковской земли на все времена, а проводником его идей и святости выступает человек, который своим каждодневным служением Богу чтит и наставляет отеческое воинство во славу православной земли русской — протоиерей и настоятель Псковского храма Александра Невского Олег Тэор.
Говоря о том, что Невский-князь вещает устами отца Олега, поэт чётко проводит мысль о нетленности святогероических деяний народного любимца и особой духовной связи между ним и псковичами.
Эта мысль прослеживается и получает развитие в стихотворении «Св. Александру Невскому — солнцу земли русской» другого поэта Валерия Мухина. Он также воспринимает Александра Невского как воистину великого народного кроя, «святого заступника, ангела и хранителя», который был и продолжает оставаться для русского человека символом заступничества и справедливости:
...Идя по неизведанным дорогам, Мы нынче растеряли пол-Руси. За свой народ, предстатель перед Богом, В жестокую годину нас спаси! Ты в каждый дом и в каждую обитель Войди сегодня в наши сон и явь. Святой заступник, ангел и хранитель, От наших бед немыслимых избавь!..
Здесь известный псковский поэт облекает в поэтическую форму извечную веру народа в существование национального героя, который может исполнить все чаяния простых людей, но это не просто герой, наделённый гиперболическими чертами — главная сила Александра Невского в его истин-ной святости, которая и делает его всемогущим на все времена: …В высокий час высоким песнопеньем/Любой народ и каждая страна/Произнесут с мольбой, с благоговеньем/Заветные святые имена/ У нашего российского народа/Один герой воистину велик/И ярче, и светлее год от года/ Его великорусский строгий лик.
Николай Иванов в стихотворении «Александр Невский» избирает ретроспективный подход к описанию истории жизни народного героя: в начале поэтического повествования великий князь предстаёт в ночной тиши в монашеской одежде — «…могучий витязь — это было прежде», а теперь –
Старик и схимник помнил звуки боя, Людские стоны, ржание коней. Сменил шатёр на Божий дом покоя, Горячий пунш — на сладостный елей.
Финал стихотворения — ключ к пониманию феномена любимого народного героя, выраженный в словах, которые народ приписывает Александру Невскому и в которых аккумулируется суть его святогероического пути:
Глядит с шандала Спас нерукотворный, А в нимбе славы княжеский портрет. Простой завет оставил предок гордый: Лишь в правде Бог, но в силе Бога нет.
И действительно, правда и справедливость были издревле знаковыми понятиями для свободолюбивого и, по сути, мирного Псковского народа. Думается, эти качества в Александре Невском, который сироте и вдовици въ правду судай, милостилюбецъ, благь домочьдцемъ своимъ и вънешнимъ от странъ приходящимъ кормитель, во многом определяют привлекательность образа народного героя для псковских поэтов.
Таким образом, на основании анализа представленных выше фрагментов стихотворений, можно предположить, что для упомянутых здесь псковских поэтов образ Александра Невского демократичен: в памяти народа он остался святым героем, неразрывно связанным с теми, кого защищал. Почти каждый из рассмотренных поэтов проводит мысль о том, что святой покровитель и сейчас необходим русскому народу — вера и память о справедливом и мудром защитнике и политике позволяют целым поколениям распознавать ложные постулаты современных деятелей новой истории, которые зачастую подменяют служение народу своими политическими амбициями. Вместе с тем в представленных произведениях закрепляется мысль, в соответствии с тра-дицией изображения эпических героев литературы Древней Руси, о том, что все земные деяния героев, воинские и государственные — следствие их веры и расположения к ним Бога.
Настоящая статья — лишь первый шаг в попытке выявить типологические схождения в трактовке образа Александра Невского поэтами Псковщины и найдёт своё продолжение в исследовании стихотворных произведений других авторов».
Видео
Источники
- Рыжова, Т. С. Прикосновения : эссе, заметки, статьи / Татьяна Рыжова. — Псков : Логос, 2018. — 198, [1] с.